Чай не чужой - журнал "Огонек" № 46, от 23.11.2015
Иван-чай двигают под лозунгом "Пей свое", и по количеству запросов в поисковиках русский чай оставил позади квас, медовуху и другие национальные напитки
Дикорастущий кипрей узколистный, или по-народному Иван-чай, перестал быть диким и вернулся в чайную семью, перекочевав из аптечной витрины на полку супермаркетов. Русский чай переживает самый большой взлет за последние 100 лет. "Дождался своего часа",— говорят производители Иван-чая, количество которых в последние два года выросло в десятки раз. Витаминами роста стали две модные тенденции — импортозамещение и патриотизм. Производители, с которыми довелось пообщаться "Огоньку", ставят своей целью выйти на мировой рынок и подвинуть "липтоны" с "ахмадами" на внутреннем.
Заварили бизнес
Осень, по площади одного из городов Подмосковья, где развернулась ярмарка, гуляет холодный ветер. Под аккомпанемент гармониста с цветком в кепке пляшут девицы в сарафанах. Между рядами, по-хозяйски расставляя ноги, ходит хлопец лет 16 в расшивной косоворотке, подпоясанной кушаком. В руках лоток, на нем аккуратными рядами расставлены пакетики с иван-чаем. "Выпейте чаю русского, красавицы,— певуче говорит молодец.— Чаю русского, чаю вкусного да полезного. Утром взбодрит, днем напоит, а ночью уснуть не даст, коли суженого угостите". Вокруг парня собирается круг людей. Девушки, хихикая в рукавичку, берут по пакетику.
— Я в народном коллективе занимаюсь с детства,— рассказывает коробейник корреспонденту "Огонька".— Знакомые ребята предложили торговать иван-чаем на ярмарках, наших много здесь, в концертных костюмах ходим. Другое чего не пошел бы продавать, а тут...это же наше!
В последние два-три года редкая ярмарка в России обходится без Иван-чая. Почти в каждом из регионов страны сегодня работают три — пять крупных производителей — для них ярмарки и народные гулянья лучшие площадки для продвижения продукта, который десятилетиями дожидался своего часа в дальних уголках аптечных витрин и в закромах деревенских бабушек. Рост рынка Иван-чая никто не считал, но некоторые цифры говорят о том, что впечатляющий. Количество запросов "иван-чай" в "Яндексе" в этом году увеличилось более чем на 40 процентов в сравнении с прошлым годом и на 60 процентов в соотношении с позапрошлым. Информацию о китайском чае запрашивают почти втрое реже. По данным маркетинговых исследований, заказанных производителем Иван-чая, потребность страны в этом продукте составляет примерно 4 тысячи тонн.
По усам текло
Вологжанин Александр Хлынов — звезда иван-чайного направления. Именно он принес напиток в Кремль, Белый дом и Госдуму. На недавней московской выставке "Импортозамещение" Хлынову удалось подарить по пакетику иван-чая Дмитрию Медведеву, Владимиру Жириновскому и Александру Ткачеву. Кадры с премьером, принимающим пакет из рук бородатого продавца в вышиванке, показали федеральные телеканалы.
— С Медведевым случайно получилось,— объясняет Александр Хлынов.— Перед его приездом на выставку всех выгнали из зала, оставив по два человека на большой стенд, я не попадал. Но попытка не пытка... Охранник спросил фамилию, я назвал, он пропустил. То ли другой Хлынов был в списке, то ли он задумался о чем-то. Жириновский чай не просто взял в сухом виде, но еще и в заваренном попробовал. А с министром сельского хозяйства мы полчаса разговаривали. Он раньше не слышал об иван-чае, представляете? Простительно, южный человек, там кипрей не растет.
На Вологодчине Александра Хлынова и его коллег знают в лицо областные власти и обещали помощь в администрации. Русским чаем они занимаются несколько лет, познакомились в обществе трезвости, активистами которого являются. За спиной опыт открытия региональных бизнесов. Считается, что Иван-чай помогает при заболевании почек, мочевыводящих путей и для лечения предстательной железы, а также тонизирует и бодрит. Но глядя на вологодских чаеводов, начинаешь задумываться о влиянии иван-чая на рост и шелковистость волос — почти у всех окладистые бороды и густые кудри. И когда они надевают русские рубахи и встают у прилавка на ярмарке, очень походят на купцов c картин Кустодиева.
Партии первого сезона (иван-чай собирают в период цветения с конца июня до начала августа) они собирали, скручивали, ферментировали, сушили и фасовали самостоятельно — продавали через сувенирные лавки на вокзалах, в аэропортах и гостиницах. На второй сезон уже были наняты работники, арендован сельский спортзал и закуплено оборудование, которое частично механизировало работу. Увеличилась и география сбыта. Иван-чай появился в супермаркетах, кафе и ресторанах Вологодской области, а также поехал в Москву, Санкт-Петербург, Ярославль и другие города.
— Изначально мы вложили миллион рублей, сбросились все четверо соучредителей, - рассказывает генеральный директор - Наша цель — возрождение русского чая, который в царские времена был очень популярным и шел на экспорт, и, конечно, выход на мировой рынок. Для этого нужны другие объемы, но этим мы сейчас занимаемся.
"Иными объемами" бородатые купцы занимаются уже сейчас: ищут работников в районах области, где откроются около 30 точек, и ведут переговоры с коллегами-конкурентами об объединении усилий. "Вместе придумаем общий бренд и упаковку, и вместе будем давать нужный объем",— говорит Александр Хлынов. "Чтобы успеть за потребностями рынка, мы должны ежегодно вырастать в 10 раз, мы просчитали". Область широка, диких лесов и полей в ней множество, как и сельских безработных. "Дождался иван-чай своего часа, все сошлось как надо",— снова и снова произносят производители.
Сергей Виноградов, журнал "Огонек", 2015 г.
0